История детского сада
Пятидесятые годы…
В станице Выселки идет строительство сахарного завода и жилых домов для специалистов и рабочих. Одновременно развернулось строительство школы и детского сада для малышей. В 58-ом году здесь открылись детские ясли для детей рабочих завода.
В новеньком двухэтажном здании помещалось около сотни ребятишек ясельного возраста.
Заведующей яслями была назначена Кириллова Прасковья Андреевна.
Прасковья Андреевна – участник Великой Отечественной Войны, фельдшер по образованию, что, несомненно было важным критерием в работе с самыми маленькими детьми.
Большую помощь в работе оказывала медицинская сестра Кривчик Надежда Семеновна, которая работала в яслях и ежедневно наблюдала за развитием малышей.
В здании яслей открылись три группы:
I группа – дети грудного возраста
II группа – дети от года до двух лет
II группа – дети от двух до трех лет
Численность детей в группах была велика: от двадцати малышей в первой группе, по тридцать во второй и третьей группах.
На каждой группе работали две медицинские сестры и две няни. В первой группе основная часть детей питалась материнским молоком, поэтому мамы приходили в ясли для их кормления.
В этом же здании находилась прачечная и кухня. В прачечной работали две прачки. Стирка белья осуществлялась вручную. На кухне работали повара – Лихачева Валентина Ивановна и Пустовая Клавдия Ивановна.
За неимением газа поварам и рабочим приходилось топить печь дровами. Меню для воспитанников составлялось строго по возрастам детей.
В 1961 году было достроено второе здание детского сада и к августу двери сада были открыты для дошколят. Желающих определить своих детей в дошкольное учреждение было немалое количество.
Заявления о приеме в детский сад подписывались директором сахарного завода Стрижаком В.С. Первоначально были набраны две разновозрастные группы. Возглавить работу детского сада предложили Тепляковой Нелли Григорьевне - педагогу имевшему некоторый опыт работы с детьми. На должность воспитателей были приняты: Шевченко Валентина Григорьевна, Ляшенко Вера Николаевна, Шмалий Мария Владимировна и Осадчая Вера Тимофеевна. Через год Тепляковой Н.А. была предложена должность в отделе народного образования и детский сад возглавила Осадчая Вера Тимофеевна.
Вскоре в детском саду открылись еще три разновозрастные группы, а следовательно появилась необходимость в воспитателях и нянях.
Владимир Степанович Стрижак предложил молодым работникам сахарного завода работу в новом детском саду при условии, что каждая из них обязательно приобретет педагогическое дошкольное образование, считав, что детей должны воспитывать образованные люди.
Так в детском саду появились новые воспитатели: Ровчакова Зинаида Петровна, Филь Раиса Трофимовна, Угрюмова Ольга Николаевна, Заскалько Лидия Михайловна, которая проявила себя энергичным, умелым, грамотным воспитателем, впоследствии была назначена старшим воспитателем и проработала в этой должности до пенсии.
В 1962 году в поселке сахарного завода началась газификация. Первым объектом куда пошел газ, стал детский сад - ясли сахарного завода. Обеспечение газом позволило сократить время на приготовление пищи и разнообразить питание детей различными блюдами.
Жизнь в заводском детском саду, именно так его называли, закипела. Но как дитя без имени, так детский сад без названия существовать больше не мог.
На одном из педагогических советов Вера Тимофеевна, заведующая детским садом, объявила о том, что детскому саду необходимо свое имя. От педагогов стали поступать различные предложения.
Воспитатель Шмалий Мария Владимировна предложила назвать детский сад «Колобок», мотивировав свою идею, тем, что, Колобок – добрый, веселый и поющий сказочный герой, а значит и все взрослые и дети этой большой семьи будут такими же добрыми, веселыми и музыкальными.
Так с 1967 года заводской детский сад стал именоваться детским садом №30 «Колобок».
В невероятно сложных условиях приходилось работать няням и воспитателям. Отсутствие денежных средств приводило в полную зависимость от администрации завода. Прудников Борис Петрович, заместитель директора сахарного завода по хозяйственной части, тесно контактировал с детским садом, обеспечивал его всем необходимым.
В строительном цехе изготавливали шкафчики для детской одежды, детскую игрушечную мебель, стойки для цветов в уголки природы и многое другое, что требовалось для жизни и развития малышей.
Отдел озеленения которым заведовала Стрижак Любовь Власовна, обеспечивал детский сад цветами, саженцами кустарников и деревьев, из теплицы круглый год в рацион детей входили: зелень, огурцы и помидоры. Детский сад и сахарный завод практически зависели друг от друга.
Расширение цехов на заводе привело к увеличению до двух тысяч мест, основная часть которых - рабочая молодежь с маленькими детьми. Следовательно, наполняемость групп в детском саду увеличилась до 35-37 человек, а посещаемость равняла ставосьмидесяти ребятишкам в день.
Круглосуточная работа завода, где работали и в ночную смену, и в выходные дни привела к необходимости открытия круглосуточной группы и группы выходного дня. Несмотря на все трудности детский сад жил полноценной жизнью. Педагоги отдавали свою любовь, ласку детям, учили их трудолюбию, развивали познавательные процессы, музыкальные способности, прививали любовь к родному краю. Наполняемость групп развивающим материалом была скудна. Каждый педагог старался наполнить группу игровым и познавательным материалом. Изготавливали их сами педагоги, привлекали родителей, просили рабочих на заводе.
В детском саду постоянно витал дух соревнования. И эти стремления в итоге поощрялись администрацией детского сада, отзывались на все просьбы воспитателей, прислушивались к их мнению и советам.
Детский сад «Колобок» считался лучшим садом в районе. Частые посещения воспитателей других садов, открытые занятия, показательные музыкальные выступления – вот будни колобковцев. И все это работа в смешанных группах.
На очередном педагогическом совете было принято решение о разделении групп по возрастам. Списочный состав первой возрастной группы трехлеток составлял 43 человека. Воспитателем этой группы стала Шмалий Мария Владимировна. Кроваток не хватало, вся группа в сонный час наполнялась раскладушками, которые до сна хранились в кроватной комнате, там же по требованию санэпидемологической станции, хранились матрацы в отдельном мешке на каждого ребенка, постельное белье в отдельной сумке. Вся процедура подготовки ко сну и пробуждению занимала огромное количество времени и труда.
Несмотря на, отсутствие квалифицированного музыкального работника в детском саду проходили прекрасные музыкальные мероприятия.
Воспитатели составляли сценарии праздников, шили костюмы для детей, показывали концерты и утренники родителям в стенах детского сада, а так же в доме культуры и на территории завода. Итоговые выступления в стенах завода стали традицией.
О подготовленном концерте сообщалось администрации завода, те в свою очередь сообщали рабочим по цехам, назначался день выступления, директор завода выделял автобус для маленьких артистов и в обеденный перерыв с 12.00 – 13.00 часов дети радовали родителей своими умениями петь, танцевать, декларировать стихи.
Музыкальные способности демонстрировали не только дети, но и педагоги. В 1969 году местным отделом культуры и образования был объявлен конкурс кубанской песни. Воспитателями был создан хор, руководителем которого была назначена Колбинцева Раиса Ивановна - заведующая домом культуры сахарного завода.
В районном конкурсе хор воспитателей детского сада «Колобок» занял первое место и вышел на краевой конкурс, где так же занял призовое место.
Результатами детей и педагогов детского сада «Колобок» и родители и администрация завода и отдел народного образования.
К решению о необходимости в квалифицированном музыкальном работнике пришли руководители отдела народного образования. Так в детском саду «Колобок» появился первый музыкальный руководитель Ившина Зинаида Петровна. В 80-м году завод приобрел в детский сад телевизор, а затем проигрыватель.
В начале 80-х годов детский сад «Колобок» посещает инспектор Департамента образования г. Краснодара. Побывав на занятиях, понаблюдав за жизнью детей в детском саду, методист была приятно удивлена тем, что в сельском саду дети развиваются не хуже городских детей, а приобретенным трудовым навыкам и умениям, городским детишкам стоит поучиться.
В 1986 году заведующая детского сада Осадчая Вера Тимофеевна ушла на пенсию и её должность заняла Горбатко Наталья Дмитриевна, а Заскалько Лидия Михайловна стала методистом .
Девяностые годы- годы перестройки, годы всеобщего волнения, неопределенности, дефицита и бесхозяйственности. Эти события коснулись и жизни образовательных учреждений и детского сада «Колобок» в частности.
Оплата за пребывание ребенка в детском саду несоизмеримо возросла по сравнению с заработной платой. В сахарном заводе – сокращение рабочих мест. Места в детском саду, соответственно, начинают пустеть. Ясельное здание закрылось. В нем временно поселились начальные классы СОШ №2. Оба здания претерпевают амортизационные отчисления, на их ремонт требуется средства которые никто не перечисляет. Детский сад оказался никому не нужен. Из пяти групп детского сада остается опять две разновозрастные группы. Воспитатели были вынуждены искать работу на заводе, чтобы доработать до пенсии.
В 2000 году детский сад передается в муниципальную собственность. Проводится капитальный ремонт детского сада, открывается 7 групп, в том числе группа для детей с ограниченными возможностями «Особый ребенок».
В 2005 году - детский сад встречает свой 45-ти летний юбилей.
2005 год - детский сад полностью укомплектован кадрами, в штатное расписание включены: заведующий, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инструктор по ЛФК, медицинская сестра, медсестра по лечебному массажу, повара, младшие воспитатели, делопроизводитель, швея и др.
МДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями (лицами их заменяющими). Родители участвуют в работе Совета педагогв, функционируют Родительский комитет , Попечительский совет. Родители имеют возможность присутствовать в детском саду, помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов. Для разностороннего развития детей в детском саду создана развивающая среда, включающая дидактические игры, сюжетно-ролевые наборы, игрушки для развития детей в разных видах деятельности, имеются игры для интеллектуального развития, игрушки и оборудование для сенсорного развития, наглядный, иллюстративный и раздаточный материалы. Созданы условия для совместной и индивидуальной деятельности, для охраны и укрепления здоровья детей.
2010 год - детский сад приобрел статус автономного учреждения.