Для чего нужна пальчиковая гимнастика
учитель-логопед
Мартынова Жанна Сергеевна
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду , так и дома.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, тёплого и телесного контакты с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается всё с потешек, во время которых ребёнок пассивен, мама сама играет с его рукой ,сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребёнка становится активной: мама лишь произносит слова потешки, пальцы ребёнка двигаются уже самостоятельно. Выполняя пальчиками различные упражнения , ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребёнка.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
- Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Можно сказать ребёнку, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.
- При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях Поглаживания проводят медленно и плавно.
- При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирания не должно приносить ребёнку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть лёгким.
- При вибрации кончики полусогнутых пальцев нанося следующие одним за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.
- Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребёнка. Фиксируя руку ребёнка , взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.
- Рука ребёнка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочерёдно каждый пальчик.
Надеюсь, что такая «игра» с ребёнком доставит радость и удовольствие и вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слов.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.
Желаю успеха!